Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом

3) использование в процессе занятий сохранной или уже вос­становленной функции;

4) словесный анализ предметов, явлений и действий.

Коррекционная программа рассчитана на 4 года начальной школы (подготовительный класс, 1, 2 и 3).

Данная программа по коррекции нарушенных функций у де­тей с церебральными параличами включает следующие разделы:

1) развитие зрительного восприятия формы и цвета;

2) коррекция пространственных представлений;

3) компенсация временных представлений;

4) воспитание фонематического слуха и анализа;

5) обучение способности к обобщениям и дифференцировкам в связи с развитием устной речи.

В каждом разделе выделяются: название темы, содержание работы, виды коррекции, знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся при прохождении данной темы.

В подготовительном классе учащихся следует научить диффе­ренцировать основные цвета спектра и их оттенки и подбирать идентичные геометрические фигуры , учитывая признак фор­мы, цвета, величины.

В 1-ом классе дети должны дифференцировать эти фигуры и различные типы многоугольников и различать тела по принципу объемности.

Во 2-ом классе приводится анализ различий при сопоставле­нии по признаку величины и объемности и занятия по построе­нию различных геометрических фигур.

В 3-ем классе у учащихся вырабатывается умение построить с помощью линейки и угольника четырехугольник и углы различ­ного типа.

При развитии пространственных представлений в подготови­тельном классе обращается внимание на умение ученика ориен­тироваться в схеме собственного тела и напротив сидящего, на способность правильно соотносить предметы в окружающем про­странстве.

Большое внимание уделяется развитию конструктивного праксиса и тренировке памяти на пространственные представления.

В 1-ом классе продолжается работа по развитию конструктив­ного праксиса и тренировки памяти на пространственные пред­ставления; кроме того, уделяется внимание синтезированию це­лого из частей и устному описанию различных планов и схем пути.

Во 2-ом классе проводятся упражнения по развитию конст­руктивного праксиса и конструированию.

В 3-ем классе — черчение различных планов и схем пути.

В тему «Временные представления» в подготовительном клас­се входит уточнение и расширение представлений о временах года, времени суток, их признаках и порядке следования. Учат определять на циферблате время (только круглый час).

В 1-ом классе дети должны уметь узнавать время на циферб­лате и правильно соотносить общественные события с факта­ми своей биографии и жизни родителей.

Во 2-ом классе требуется умение определять на циферблате вре­мя с точностью до минут, секунд; дается представление о веке – столетии.

В 3-ем классе при занятиях по этой схеме перед учениками ставится задача: уметь определять временную последовательность при чтении статей по истории.

В разделе «Развитие фонематического слуха и анализа» про­грамма подготовительного класса построена таким образом, что­бы подготовить ребенка к овладению навыками письма и чтения, особое внимание уделяется анализу предложения, слова, слога и выделению звука. Коррекционная работа начинается с развития фонематического слуха, проводится целый ряд упражнений по выделению и дифференцировке звуковых параллелей на слух: глас­ные-согласные, шипящие-свистящие, звонкие-глухие.

В 1-ом классе продолжается анализ предложений, слов и сло­гов, а также обращается внимание на выделение ударного слога и на интонационное оформление предложений в зависимости от их типа.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках, на уроках коррекции особое внимание уделяется расширению пассивного и активного словаря, умению определить логические связи, пони­манию фраз с переносным смыслом, составлению рассказа.

Перейти на страницу: 1 2 3

Узнайте немного больше

Вакцины, их получения из микроэлементов
Вакцины (Vaccines) - препараты, предназначенные для создания активного иммунитета в организме привитых людей или животных. Основным действующим началом каждой вакцины является иммуноген, т. е. корпускулярная или растворенная субстанция, несущая на себе химическ ...

Рак шейки матки
Статистика показывает, что среди злокачественных опухолей у женщин рак шейки занимает четвертое место (после рака желудка, кожи и молочных желез), а по показателям смертности - второе. Встречается он в возрасте 40—60 лет, но в последнее время рак шейки матки стал встре ...