Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом

Система занятий сдетьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Развитие пространственных представлений.

1. Определение основных пространственных (предложных) отношений на конк­ретных предметах. Ребенок по инструкции переставляет предме­ты в указанных направлениях.

2. Название основных пространственных отношений на сю­жетной картине.

3. Развитие конструктивного праксиса.

4. Развитие пространственных отношений в изобразительной деятельности ребенка.

5. Тренировка памяти на пространственные отношения. Ана­лиз картины по памяти с учетом пространственных взаимоотно­шений между предметами. Рассказ по памяти о расположении предметов в пространстве. Тренировка следовых проб конст­руктивного праксиса.

Управления по развитию осязания.

1. Тренировка по определе­нию фактуры предмета. Узнавание на ощупь фактуры при пред­варительном показе.

2. Определение фактуры и форм реальных предметов без пред­варительного показа.

3. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел:

а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объем­ные);

б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (боль­шие и маленькие);

в) одинаковой величины и толщины, но разной формы. Раз­витие этой способности формируется поэтапно:

/ этап – узнавание объемных фигур на ощупь после предва­рительного зрительного ознакомления с фигурой;

// этап – узнавание объемных фигур одинаковой фактуры без предварительного показа;

IIIэтап – узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного ознакомления;

IV этап – узнавание плоских фигур на ощупь без показа;

V этап – узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но разных по фактуре после предварительного их осмотра;

VI этап – узнавание формы и фактуры предмета на ощупь без предварительного осмотра;

VII этап – различение предметов одинаковой формы и фак­туры по величине на ощупь.

Развитие временных представлений.

1. Определение последо­вательности времени года, уточнение на картинках и при сло­весном описании отличительных признаков каждого сезона.

2. Последовательность периодов суток, разбор на режимных моментах.

3. Отработка понятий «старше — младше».

Для формирования обобщений

проводятся упражнения по раз­витию обобщения методом исключения (игра «Четвертый лиш­ний»).

/ этап – перед ребенком раскладываются 4 предмета, объе­диненные между собой определенными свойствами.

// этап – исключение лишних предметов по картине.

Для развития понимания причинно-следственных отношений

используется игра — отгадывание. В процессе игры формиру­ются самостоятельные наблюдения и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные связи.

Как показали многолетние наблюдения, предложенные мето­ды коррекции позволяют значительно развить несформирован­ные функции и подготовить ребенка к восприятию программы общеобразовательной школы.

Программа коррекционной работы с подгтовительного по 3 класс специальных школ для детей, страдающих церебральным параличом

Первые годы функционирования школ для детей с церебраль­ным параличом показали, что учащиеся, страдающие этим забо­леванием, встречаются с серьезными трудностями при овладе­нии программным материалом, причем эти затруднения качественно отличаются от тех, с которыми сталкиваются здоро­вые дети.

В основу восстановительной работы были положены следую­щие принципы:

1) соблюдение последовательного стадийного развития процес­сов познавательной деятельности, наблюдаемого в онтогенезе;

2) опора на комплексную работу анализаторных систем, так при воспитании фонематического слуха, кроме слухового, опи­рались на речедвигательный, кинестетический и зрительный ана­лизаторы;

Перейти на страницу: 1 2 3

Узнайте немного больше

Вакцины, их получения из микроэлементов
Вакцины (Vaccines) - препараты, предназначенные для создания активного иммунитета в организме привитых людей или животных. Основным действующим началом каждой вакцины является иммуноген, т. е. корпускулярная или растворенная субстанция, несущая на себе химическ ...

Парадоксы старения
Нет человека, который не задумывался бы о старости, о смерти. Это вечная тема для размышлений и лучших умов человечества, и самых обычных людей. Ученые пытаются найти универсальные причины механизма старения, нащупать пути управления этими процессами. Многие вопросы та ...