Нейропсихология

Гипноз вызывает иное, альтернативное, состояние сознания. Обычно подобное состояние возникает, когда мы засыпаем, и сновидения трудно или даже невозможно вспомнить при пробуждении. Разные состояния сознания имеют свою специфику: то, что мы испытываем в одном, часто невозможно в другом. Когда у нас депрессия, все вокруг кажется безнадежным; когда же возникает приподнятое настроение, мы можем только удивляться, что наш оптимизм что-то могло поколебать. Препараты, действующие на мозг, способны изменять состояние сознания, поэтому их называют психоактивными или психотропными. Прикладная отрасль нейропсихологии – нейропсихофармакология – достигла больших успехов в изучении связи между различными химическими процессами, протекающими в мозге, и изменением настроения, состоянием сознания.

Однако верно не только то, что содержание сознания определяется его состоянием, но и обратное. Например, запах хлеба из булочной «будит» аппетит. Эта связь опосредуется процессами внимания. Состояние и содержание сознания, а также связывающие их процессы внимания позволяют животным успешно адаптироваться к изменениям в окружающем мире, которые происходят в течение всей их жизни. Какова же роль рефлектирующего самосознания в структуре человеческого бытия? С рефлектирующим сознанием связаны поиски идентичности, отделение воспринимающего субъекта от того, что он воспринимает. С рефлектирующим сознанием связаны и поиски общности с другими людьми, – той общности, которая позволяет индивидуальному сознанию выйти за его пределы. С рефлексией приходит и совесть; само слово «совесть» в ряде языков является однокоренным со словом сознание. Эти аспекты сознания составляют высшую ценность человеческого существования и хотя связаны с определенной физической системой, головным мозгом, который сходен с мозгом высокоорганизованных животных, появление и развитие этих форм сознания, по мнению многих, труднее объяснить с позиции эволюционной теории, чем развитие других, более «биологичных» черт.

Научение и память. Способность запоминать присуща всему нашему телу: мышцы при тренировке становятся крепче; иммунная система обладает памятью, обеспечивающей защиту от повторных вторжений микроорганизмов; ритм дыхания и сердечной деятельности, пищеварительные циклы тоже устанавливаются в соответствии с опытом. Но для того, чтобы помнить свою бабушку или выпускной бал, таблицу умножения или первое свидание, необходим нормально функционирующий головной мозг.

В мозгу содержится достаточное количество клеток, чтобы хранить огромный запас знаний. Однако еще важнее то, что каждая мозговая клетка постоянно получает информацию от многочисленных ответвлений нервных волокон. Большинство нейропсихологов считает, что накопление опыта происходит на уровне контактов (синапсов) между ответвлениями нервных волокон, хотя окончательно это не доказано. Известно, что в мозгу новорожденного мириады таких контактов. В ходе идущих всю жизнь процессов научения некоторые из них атрофируются и исчезают, в других происходит утолщение активных клеточных мембран. Это показывает, что образуемые нервами соединения со временем становятся все более избирательными. В результате, если случившееся ранее событие повторяется, активируется та же сеть взаимодействующих мозговых клеток, что и в первый раз, а это и есть «запоминание» первоначального опыта. Можно было бы ожидать, что повреждение системы нервных связей (например, при инсульте) либо ее избирательное удаление в условиях эксперимента будет сопровождаться утратой строго определенных следов памяти. Но этого не происходит. Женщине, которая перенесла инсульт и сохранила способность узнавать своих детей, не нужно спрашивать мужа, кто он такой. Память – целостная функция, что гораздо труднее объяснить.

Два открытия позволили нейропсихологам по крайней мере наметить путь к решению этой проблемы. Первое было сделано математиками и привело к появлению голографии. Голограмма хранит информацию своеобразным способом. В отличие от обычной фотографии, при которой изображение воссоздается на фотографической пленке, голограмма состоит из точек интерференции световых волн различной формы, отраженных от объекта. В таких точках взаимодействующие между собой волны либо усиливают, либо гасят друг друга. С математической точки зрения фотографическое изображение и голограмма представляют собой обратимую трансформацию друг друга, т.е. изображение может быть трансформировано в голограмму, а голограмма – в изображение.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Узнайте немного больше

Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики
Невропатология (от греческого neuron – нерв, pathos – болезнь, logos – наука) – раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы. Предметом изучения невропатологии являются: 1) исследование причин заболевания (этиология); 2) механизмы ...

Гигиена аптеки
Аптека является одним из учреждений системы здравоохранения, основной функцией которой является своевременное снабжение населения и ЛПУ лекарственными препаратами, предметами ухода за больными, предметами санитарии и другими медицинскими товарами. При изготовлении и х ...