Нейропсихология
Нейропсихология, наука, изучающая мозговую организацию психических процессов. Нейропсихология основана на наблюдении и экспериментах, которые проводятся в клиниках и лабораториях. К числу экспериментальных методов относятся электрическая стимуляция мозга и регистрация электрической активности различных его отделов, в том числе при отсечении отдельных его частей. Кроме того, судить о работе мозга позволяют словесные ответы и наблюдение за невербальным поведением пациентов. Нейропсихологические исследования включают также анализ действия медикаментозных средств на работу мозга и поведение.
В клинике для выявления нарушений работы мозга часто используют электроэнцефалографию – регистрацию электрической активности мозга с помощью электродов, укрепленных на голове . Судя по экспериментальным данным, такая регистрация наиболее целесообразна в момент выполнения задания, т.е. на фоне определенной функциональной нагрузки; в этом случае полученная электроэнцефалограмма (ЭЭГ) может отражать особенности работы мозга в конкретной ситуации. Однако подобные исследования проводят редко, и ЭЭГ обычно записывают в состоянии покоя, дремоты или даже сна.
Основная сфера клинической нейропсихологии – изучение особенностей психики и поведения больных, страдающих заболеваниями мозга. Для определения степени повреждения мозга после инсульта или черепно-мозговой травмы используют химические индикаторы – радиоактивные вещества, которые вводят в артерии, снабжающие мозг кровью. Распределение изотопа регистрируется методом компьютерной томографии в течение 15–30 мин, причем больного просят заняться определенной интеллектуальной деятельностью, например почитать (про себя или вслух), послушать музыку или решить математическую задачу. Результаты таких исследований показывают, что мозг состоит из многих систем, различающихся по своим функциям, а также анатомически и химически, и каждая из них оказывает определенное влияние на психическую деятельность и поведение.
Исторический аспект. Нейропсихология является одновременно отраслью экспериментальной психологии и клинической неврологии. Психология сформировалась как наука к концу 19 в., когда было признано, что психические процессы можно исследовать, наблюдая за поведением человека. Выделяют два типа поведения: инструментальное, представляющее собой определенные действия и манипуляцию предметами, и вербальное (речевое), связанное с образованием символов, например при построении высказывания. Еще одну свойственную нашей культуре форму коммуникации – музыку – не так легко отнести к какого-либо типу, но и она может использоваться для изучения психических процессов.
В 19 в. клинической неврологии удалось выявить связь между локализацией поражения мозга и изменениями в психике больных, как субъективными, так и объективными. В начале 19 в. Ф.Галль первым занялся подобными исследованиями и пришел к заключению, что головной мозг состоит из систем, каждая из которых может быть связана с тем или иным психическим процессом. К концу столетия такие выдающиеся мыслители, как З.Фрейд и У.Джемс, сформулировали идеи, которые даже век спустя остаются актуальными и продуктивными. Существует, однако, важное различие в нейропсихологических подходах 19 и 20 вв. В 19 в. исследователи пытались в основном ответить на вопрос, чем человеческий мозг отличается от мозга животных. Что касается изучения связи между поражениями мозга и изменениями личности, то оно ограничивалось анализом рассказов больных о своих ощущениях (интроспекции), а также сообщений о случаях необычного поведения. В 20 в. интерес ученых сместился в сторону экспериментального исследования поведения и, в частности, того, как удаление отдельных участков мозга или их стимуляция влияет на поведение. В результате первостепенное значение приобрела количественная регистрация инструментального поведения, а не анализ субъективных вербальных отчетов.
Это новое направление отражало «бихевиоральную» (от англ. behavior – поведение) ориентацию психологии в середине 20 в. Вскоре, однако, стало ясно, что, игнорируя вербальное поведение, ученые лишаются важного источника информации. Исследования показали, что инструментальный и вербальный типы поведения отражают разные психологические процессы, и в этом различии – ключ к более глубокому пониманию того, что мы называем психикой. Примером может служить феномен псевдослепоты («зрячей слепоты»), возникающий при повреждении задних отделов одного из полушарий мозга. Большинство частей тела связано с противоположным полушарием мозга посредством перекрещивающихся проводящих нервных путей. Перекрещиваются и зрительные проводящие пути, поэтому при повреждении затылочной части мозга, где они оканчиваются, больной ничего не видит на стороне, противоположной повреждению. Тем не менее такие больные обычно могут правильно указать местоположение предмета (которого фактически не видят) и даже определить его форму и цвет. На вопрос, как им это удалось сделать, они с удивлением замечают, что всего лишь догадались, когда их спросили. Таким образом, объективно больные способны видеть, но субъективно они «слепы». Бихевиористы испытывают большие трудности в объяснении подобных фактов. Более того, если бы в аналогичной ситуации мы наблюдали за экспериментальными животными, наученными нажимать на панель с изображением определенных предметов, то на основании их инструментального поведения сделали бы неправильный вывод о том, что они могут, с их точки зрения, т.е. субъективно, видеть.
Узнайте немного больше
Механизмы наследственности
Каждое новое поколение растений и животных
очень похоже на своих родителей: при скрещивании двух сиамских кошек появляются
только сиамские котята, а не котята какой-нибудь другой породы. Эта склонность
живых организмов походить на своих родителей называется насл ...
Физиологические и психологические характеристики у студентов, различающихся по цвету глаз
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Известно, что один и тот
же ген может действовать на различные признаки организма. Плейотропное или
множественное действие генов описано для многих заболеваний человека.
Одна мутация может
вызвать целы ...