Общие принципы использования лекарственных растений

В основе принципа системности и иерархии лежит положение о целостности организма, единстве его с окружающей средой. И в адаптивных, и в патологических реакциях участвуют практически все системы организма. С учетом этого должны осуществляться регулирующие и лечебные воздействия. В частности, в качестве одного из компонентов терапии необходимо использовать препараты общеукрепляющего типа действия (адаптогены группы жень-шеня, поливитаминные растения). Далее по принципу иерархии следует рекомендовать (по показаниям):

а) средства специфического лечения;

б) средства «очищающей», антитоксической терапии (мочегонные, желчегонные, отхаркивающие, слабительные, регуляторы обмена веществ);

в) растительные средства симптоматического характера по показаниям;

г) лекарственную пищу, т.е. овощные, крупяные, фруктовые и ягодные растения соответствующего типа действия.

Многие растения обладают широким спектром терапевтического действия, т.е. по сути являются поливалентными. Это позволяет выбирать и рекомендовать для лечения растительные препараты, наиболее подходящие данному конкретному больному, исходя из характера его заболевания и выраженности сопутствующих патологических процессов.

Это возможно как для отдельных растений, так и их комбинаций. Подобный подход особенно важен при проведении реабилитационной, противорецидивной и профилактической фитотерапии, когда возникает необходимость в комбинации специфических и неспецифических компонентов. Именно в соответствии с этим принципом растительные препараты, полезные в лечении язвенной болезни, разделены на группы по предлагаемым механизмам действия и в определенной степени по иерархии. Индивидуализация лечения с учетом особенностей конкретного организма, условий его жизни, характера заболевания составляют основу принципа адекватности фитотерапии. Вполне достаточен арсенал растительных средств с однотипным характером эффектов, хотя и различающихся по спектру терапевтического действия. При реализации принципа адекватности возможно использование следующих вариантов:

а) подбор растительных препаратов с учетом характера заболевания, особенностей его протекания, наличия осложнений и сопутствующих патологических процессов. Здесь необходимо четкое знание спектра терапевтического действия каждого рекомендуемого растения. Наиболее эффективно подобный подбор может быть осуществлен с помощью ЭВМ, в память которой заложены все свойства растений, и, вводя данные по конкретному больному, мы производим выбор 3-4 соответствующих растительных средств. Это реально для крупных, хорошо оснащенных стационаров и поликлиник;

б) индивидуальный подбор средств растительного происхождения среди целого ряда однотипных. Наиболее существенное значение этот вариант имеет при амбулаторном лечении хронических заболеваний (не исключая элементов первого варианта). Суть его заключается в том, что больной, испытав на себе несколько растений из предложенного списка в течение 2-3 недель каждое по отдельности, выбирает 3-4 наиболее подходящих для него лично, наиболее эффективных (хотя бы по принципу «нравится не нравится», что имеет также немаловажное значение), применение которых не сопровождается какими-либо не желательными или неприятными последствиями. Это будут препараты для длительного индивидуального лечения (и профилактики) конкретного больного. При этом желательно учитывать и уже неоднократно высказываемое мнение, что растения места проживания больного зачастую более эффективны, чем растения из более отдаленных мест. В терапии язвенной болезни индивидуальный подбор наиболее подходящих фитопрепаратов имеет весьма существенное значение.

Перейти на страницу: 1 2 3

Узнайте немного больше

Лечебная физическая культура при заболевании дыхательного аппарата
1. Дыхательная система состоит из путей, проводящих воздух – носовая полость, гортань, трахея и бронхи и собственно дыхательной части – легких. В носовой полости находится орган обоняния. Перегородка, переходящая из хрящевой и костной частей, делит ее на ...

Характеристика и значение деловых игр в медицине
Без обучения новых поколений человечество не могло бы существовать и развиваться. Каждый знает, что долгие тысячелетия обучения шло по системе "один учитель — один ученик"… Ремесла наследовались от отца к сыну, от матери к дочери … Средневековые ун ...