Этические проблемы трансплантологии

Не менее драматичными являются ситуации дефицита донорских органов. Относительно проблемы выбора между получателями донорских органов российскими специали­стами принимаются два общих правила. Одно из них гла­сит: «Приоритет распределения донорских органов не дол­жен определяться выявлением преимущества отдельных групп и специальным финансированием».

Второе: «Донорские органы должны пересаживать наи­более оптимальному пациенту исключительно по медицин­ским (иммунологическим) показателям».

Определенной гарантией справедливости при распре­делении донорских органов является включение реципиен­тов в трансплантологическую программу, которая форми­руется на базе «листа ожидания» регионального или меж­регионального уровней. Реципиенты получают равные пра­ва на соответствующего им донора в пределах этих про­грамм, которыми предусмотрен также обмен донорскими трансплантантами между трансплантационными объедине­ниями. Обеспечение «равных прав» реализуется через ме­ханизм выбора сугубо по медицинским показаниям, тяже­стью состояния пациента-реципиента, показателям иммунологической или генотипической характеристик донора. К известным трансплантационным центрам относятся Евротрансплантант, Франс-трансплант, Скандиотрансплант, Норд-Италия-трансплант и др. Оценивая такую систему распределения органов как гарантию от всевозможных злоупот­реблений, рекомендация по созданию «системы заготовки донорских органов на региональном или национальных уров­нях» оценивается как одно из общих этических правил.

Либеральная позиция. Либеральная по­зиция сводится к оправданию, обоснованию, пропаганде трансплантации как нового направления в медицине. В каче­стве характерного примера либерального основания донор­ства может быть приведена концепция «физиологического коллективизма», разработанная в 30-е годы А. Богдановым, организатором первого в мире Института переливания кро­ви. Согласно этой концепции, донорство — это новая этиче­ская и социальная норма, а переливание крови — один из способов «братания людей» (буквального) и создания из от­дельных индивудуумов общества как (опять же буквального) единого «социального организма».

Современные трансплантологи не создают утопических концепций, но стремятся выйти на уровень этических пра­вил и норм своей деятельности. Различные формы реко­мендаций и правил, которые принимают специалисты-трансплантологи в границах либеральной позиции, имеют своим фундаментальным основанием два принципа антропоцен­тризма. Первый касается натуралистическо-материалистического понимания человека, второй — конечности жизни (отрицания бессмертия души).

Расширение практики трансплантации либеральные идео­логи связывают с преодолением «мифического отношения к сердцу как вместилищу души» и символу человеческой идентичности, с преодолением отношения к смерти как «пе­реходному состоянию». Они видят прямую связь между про­грессирующим развитием трансплантации и преодолением общественного психологического барьера в виде традици­онно-религиозной культуры с ее системой ритуалов и отно­шением к смерти. Они полагают, что успех трансплантологии возможен только в условиях «развитого и подготов­ленногообщественного мнения, признающего безуслов­ность гуманистических ценностей по всему кругу вопросов практики трансплантации органов». Среди безусловных гу­манистических ценностей особо выделяются следующие три:

«добровольность, альтруизм, независимость».

Особое место в либеральной биоэтике занимает понятие «анатомичесие дары». Подчеркивая «дарственность», т. е. без­возмездность «анатомических даров», либеральная биоэти­ка пытается преодолеть и исключить возможные экономиче­ские мотивы данного поступка. Включение любой формы экономического расчета означает потерю ценностно значи­мого, нравственного статуса «дарения». Тем не менее либе­ральная биоэтика представлена и попытками объединения «экономической выгоды» и «гуманности». Широко известен аргумент, что высокая цена органов, которую в состоянии заплатить предприниматели, обеспечит донорам стран «третьего мира» нормальный уровень жизни и спасет многих людей от голода. В ряду подобных аргументов оказывается и следующее суждение: «Не должна запрещаться оплата ра­зумных расходов за медицинские услуги, связанные с пре­доставлением донорского органа (но не за орган)».

«Разумность расходов» и гуманность целей транспланта­ции может не вызывать сомнений. Но средства ее реализа­ции, предполагающие экономические отношения по типу «ку­пли-продажи», включая и их превращенные формы («даре­ние»), с неизбежостью умаляют ее этический смысл. Кантовский критерий этичности — рассмотрение человека как «цели», а не как «средства» — несоразмерен с подобной экономиче­ской разумностью и целесообразностью. Именно кантовский критерий этичности положен в основание статьи 1 Закона РФ «О трансплантации», где четко оговорено: «Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Узнайте немного больше

Парадоксы старения
Нет человека, который не задумывался бы о старости, о смерти. Это вечная тема для размышлений и лучших умов человечества, и самых обычных людей. Ученые пытаются найти универсальные причины механизма старения, нащупать пути управления этими процессами. Многие вопросы та ...

Гигиена аптеки
Аптека является одним из учреждений системы здравоохранения, основной функцией которой является своевременное снабжение населения и ЛПУ лекарственными препаратами, предметами ухода за больными, предметами санитарии и другими медицинскими товарами. При изготовлении и х ...