Этические проблемы трансплантологии

История трансплантации. Историки медицины не случайно выделяют в истории транспланта­ции начало собственно научной трансплантации, датируя его XIX веком.

Первые исследования по проблемам трансплантации ис­торики медицины связывают с итальянским доктором Баронио, немецким врачом Райзиндером. Особое внимание уделяется деятельности по созданию костнопластической хирургии Н. И. Пирогова. Нельзя не упомянуть и о первой диссертации Пауля Берта (1865 г.) на тему «О транспланта­ции тканей у животных».

Исследователи Е. К. Азаренко и С. А. Позднякова разде­ляют развитие трансплантологии на два этапа. На первом этапе трансплантация предполагала удаление хирургическим путем патологических изменений тканей и аутопластику. Второй этап связан с собственно «гомотрансплантацией», т. е. заменой утратившего функциональность органа новым (будь то почка, сердце, легкие). Значимыми вехами второго этапа являются экспериментальные пересадки почки А. Карреля; первая ксенотрансплантация почки (от свиньи) Уль­мана (1902 г.); первая в мире пересадка кадаверной почки (от трупа, так называемая аллотрансплантация) Ю. Воро­ным (1931 г.); первая имплантация искусственного сердца В. П. Демиховым (1937 г.); первые успешные пересадки почки от живых доноров в клинике Д. Хьюма (1952 г.); раз­работка действующей модели искусственного сердца для клинических целей У. Колффом и Т. Акуцу (1957 г.); первая в России успешная пересадка почки в клинике Б. Петров­ским (1965 г.); первая в мире пересадка сердца от челове­ка к человеку К. Бернардом (1967 г.); публикация «гарвард­ских» критериев «смерти мозга» (1967 г.); организация Евротрансплантата В. Роодом для обмена органами по тестам гистологической совместимости (1967 г.); создание НИИ трансплантации органов и тканей АМН СССР Г. Соловье­вым (1967 г.); первая в России успешная пересадка сердца в клинике В. Шумаковым (1986 г.); принятие Верховным Со­ветом РФ Закона «О трансплантации органов и (или) тка­ней человека» (1992 г.).

Выделение истории научной

трансплантации означает признание существования трансплантации «ненаучной», или точнее, донаучной. Ведущей идеей донаучной трансплан­тации, которая остается значимой и для современной ме­дицины, является идея «переноса жизни». В древних язы­ческих культурах за субстанцию жизни принималась кровь. Возникновение болезни связывали с ослаблением жизнен­ных сил в крови, и поддержание этих сил осуществлялось с помощью вливания «здоровой крови». История врачева­ния и знахарства полна историями переливания крови от животных, младенцев людям пожилого возраста с целью достижения омоложения. У Овидия Медея именно так, вли­вая старцу Пелию кровь овцы, возвращает ему юность. Гиппократ полагал, что употребление, например, злым че­ловеком крови овцы может изменить душевные свойства человека.

Мифо-идеологическое явление вампиризма с его ритуаль­но-сакральными манипуляциями с кровью послужили основа­нием для практически 100-летнего запрещения Ватиканом любых форм переливания крови. Одно несомненно: перели­вание крови как научный метод возникает из магии крови. Весьма характерно в этой связи суждение доктора И. Т. Спас­ского, который в 1834 году, принимая участие в обсуждении метода переливания крови во время родов, писал: «Вводимая в сих случаях (потеря крови при родах) в вену кровь, вероят­но, действует не столько своим количеством, сколько живи­тельными свойствами, возбуждая деятельность сердца и кро­веносных сосудов».

Рассматривая историю трансплантации, мы не случайно ос­танавливаемся на проблеме переливания крови. Переливание крови, как обеспечение «переноса жизни», является логическим началом теории и практики пересадки органов и тканей. Но можно говорить не только о логической связи между транс­плантацией и переливанием крови, но и о связи конкретно-исторической. Исследователи В. Прозоровский, Л. Велишева, Е. Бурштейн, Ч. Гусейнов, И. Воронова, А. Сокольский, А. Улья­нов констатировали: «Развитию современной проблемы транс­плантации органов послужило оригинальное открытие русских хирургов — переливание трупной крови. Это явилось толчком к созданию первого советского законодательства о праве изъя­тия у трупов крови, костей, суставов, кровеносных сосудов и роговиц». Первое в мире отделение по заготовке трупной крови в НИИ им. Н. В. Склифассовского стало прообразом «банка органов», созданного впоследствии в США. Опыт ре­шения проблемы донорства в Советской России нельзя не учитывать при характеристике современного положения в области клинической трансплантации.

Этико-правовые принципы транс­плантации человеческих органов. С 1937 года по 1992 годы в России «работало» Постановле­ние Совнаркома «О порядке проведения медицинских опе­раций», согласно которому, тела сограждан после смерти становились как бы собственностью государства и практи­чески автоматически обслуживали «интересы науки и об­щества». Еще в 1980 году историки медицины констатиро­вали: «Широкое применение в клинической практике кадаверных (трупных) тканей и органов составляет неоспори­мый приоритет советской медицины». Этот «приоритет» основывался на отрицании права человека распоряжаться своим телом после смерти, что является естественным след­ствием прагматическо-материалистического понимания че­ловека. Согласно этой позиции, со смертью человека теря­ют силу и все его права, так как он перестает быть субъек­том воли, права и требований (тем более, если он, в силу определенных исторических условий, не получил возмож­ность стать субъектом права и при жизни).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Узнайте немного больше

Урогенитальная хламидийная инфекция
К заболеваниям, передающихся половым путем (ЗППП) относят и урогенитальную хламидийную инфекцию, или хламидиоз. Возбудитель этой инфекции, Chlamydia trachomatis (C. trachomatis), имеет 18 разновидностей (так называемых серологических штаммов), которые были идентифицир ...

Трагедия наркомании
Вот он тащился, чуть не умирая. Через минуту ж — где достал, бог весть! — о радостях искусственного рая мир может, на лице его прочесть! А сколько их сейчас бредет по свету, чья участь то сладка, а то тяжка! И видимо уже спасенья нету от эт ...