Медицина в средневековой Западной Европе

Начиная с 11 в. наиболее выдаю­щимися врачами школы были Ио­анн Платеарий — автор краткого практического руководства по меди­цине, широко известного еще в 16 в., Кофо — автор сочинений о лихорад­ках и местной патологии, начиная с головы и до нижней части тулови­ща, а также Феррарий, написавший сочинение о лихорадке. Собственная медицинская литература Салёрно была столь обширной, что к середине 12 в. на ее базе был создан всеобъемлющий трактат «О лечении заболеваний», в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней «с го­ловы до пят». Оригинальным и но­вым по своему характеру было со­чинение Архиматтея «О приходе вра­ча к больному», где, кроме диагно-стических и лечебных советов, обсужда­лись вопросы врачебной этики, взаимоот-ношений врача с больным и т. д. Книга Архиматтея (Archimattheus) пользовалась широкой популярно­стью.

Большой известностью в Евро­пе пользовался Роджер Салернский (Rogerius Salernitanus, 12 в.) — ав­тор первого в Западной Европе си­стематического труда по хирургии «Хирургия Роджера» (1170), составленного, по-видимому, на основе позднеантичных, византийских и арабских источников. «Хирургия Роджера» в течение 100 лет была основным учебником и справочным пособием по хирургии. Выпускником Салернской школы был и Корбейль (G. de Corbeil), считающийся осно­вателем мед. школы в Париже. В се­редине 12 в. в Салёрно работали два выдающихся врача - ученых — Мавр и Урсо. Первому принадлежит трактат о моче и сочинение о кровопускании, к которому средневековая медицина прибегала очень часто. Второй известен как автор сочинения о моче и «Афориз­мов». Труды этих ученых высоко це­нились современниками и были из­вестны в последующие века. Во второй половине 12 в. Музандин написал сочинение о приготовле­нии кушаний и напитков для боль­ных.

К началу 13 в. слава Салернской школы была столь велика, что в 1224 г. император Фридрих II (1212— 1250) предоставил ей исключитель­ное право присваивать звание врача и выдавать лицензии на право вра­чебной практики на территории его империи. Была утверждена постоян­ная учебная программа: обучению в школе предшествовал трехлетний подготовительный курс, затем 5 лет изучалась Медицина, после чего следовала годичная стажировка у опытного врача.

Обучение в Салёрно носило преимущественно практический ха­рактер, студенты старших курсов сопровождали своих преподавателей во время обходов в госпитале, участ­вовали в осмотрах больных; стажеры выполняли функции помощников врача; много внимания уделялось гигиене и диететике. Анатомия подавалась по рисункам или на трупах свиньи. Лишь в 1238 г. салернским профессорам были разрешен! анатомические демонстрации — публичное вскрытие трупа человек! один раз в пять лет (одна демонстрация за весь курс обучения).

Традиции Салернской школы частично продолжала медицинская школа Монпелье, на деятельность которой положительное влияние оказало на­следие арабской медицины. Медицинская школа при доминиканском монастыре в Монпелье была основана в 768 г. В конце 11 — начале 12 вв. для пре­подавания в Монпелье начали при­влекать выпускников Салернской школы. В 1137 г. школа отделилась от монастыря, а в 1180 г. в ней было предоставлено право обучаться и даже преподавать евреям и сараци­нам.

В 1145 г. в Монпелье был от­крыт городской госпиталь, на базе которого проводилось практическое обучение студентов школы. В 1220г. был утвержден статут школы: оста­ваясь формально подчиненной епи­скопу, школа получила право иметь собственную выборную администра­цию во главе с канцлером — свет­ским лицом, избрание которого утверж­далось епископом. Одним из первых канцлеров школы в Монпелье был Роджер Салернский. Согласно стату­ту в школе вводились ученые сте­пени: бакалавра для сдавших полукурсовые экзамены, лиценциата для прошедших полный курс обу­чения (звание давало право на вра­чебную практику) и магистра для лиц, приглашаемых в корпорацию преподавателей школы.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Узнайте немного больше

Эмбриология человека
Эмбриология человека, изучение развития человеческого организма от момента образования одноклеточной зиготы, или оплодотворенного яйцеклетки, до рождения ребенка. Эмбриональное (внутриутробное) развитие человека длится примерно 265–270 дней. В течение этого времени из ...

Целлюлит
Темой своей курсовой работы я выбрала «Целлюлит». Сейчас много говорят об этом, пишут. Разговоры и споры о целлюлите можно услышать не только с экрана телевизора, но и в автобусе и во дворе на скамейке. Говорят о нем, как о большой проблеме молодые девушки и взрослые ...