Медицина в средневековой Западной Европе

Средневековые университеты пользовались большой автономией: они управлялись собственными законами, имели свой суд и полицию. B общем, средневековые университеты, имея в себе черты цеховой организации (типичной для городов сред­невековья), являлись вместе с тем автономными своеобразными федеральными республиками в своих городах и даже в государствах.

С самого их ос­нования и вплоть до 15—16 вв. университеты были главным образом учебными заведениями для духовенства. Это было вполне естественным явлением, поскольку духовенство в этот период монополи­зировало все сферы деятельности, требовавшие образования. В некоторых университетах ведущее положение занимали сту­денты, в других — преподаватели. Так, Например, в Болонском университете сту­денты выбирали профессоров и даже ректора, которые, вступая в должность, приносили выборным представите­лям от студенчества «присягу покор­ности». В Парижском университете, наобо­рот, университетское самоуправле­ние осуществлялось только корпора­цией преподавателей. Строй жизни в университетах был подобен дисциплине цер­ковных учреждений: учебные уста­вы и программы контролировались церковными властями, ведущую роль играли богословские факультеты. Вступая в университет, студенты приносили присягу, подобную присяге священника, в частности давали обет безбрачия. Задача ученых в средневековых университетах сводилась к подтверждению правильности официально признан­ных учений и к составлению ком­ментариев к ним.

Задача же ученых-медиков заключалась, в первую оче­редь, в изучении и комментировании Галена: его учения о целенаправ­ленности всех процессов в организ­ме, о «пневме» и потусторонних «си­лах».

Преподавание в университетах средневековья вплоть до середины XIII века также было еще относительно свободно от влияний церкви. Оно велось на основе трудов Гиппократа и Галена. Из философских систем препода­вались системы Платона и Аристотеля. С XII века в про­грамму преподавания стали включать труды ибн-Сины и Аль-Рази. Преподавание этого периода имело крупный недостаток: оно было схоластическим.

Схоластикой называется метод преподавания, характеризующийся следующими. тремя чертами:

1) убеждением, что все знания,, необходимые человеку, даны в трудах общепризнанных «авторитетов» и вытекающим отсюда стремлением во всех вопросах науки держаться только этих «авторитетов»;

2) убеждением, что наука состоит в умении выводить все низшие понятия из высших посредством аргументов, чер­паемых в трудах «авторитетов», и посредством приемов формальной логики;

3) полным и сознательным пренебрежением к опыту.

Такой способ преподавания и решения научных во­просов обрекал науку на застой, но все же деятельность схоластов этого периода (до середины XIII века) имела для медицины того времени и некоторое положительное значение: схоласты этого периода ввели в программы ме­дицинских факультетов обязательное изучение классиков античной медицины и медицины Востока.

Студенты заучивали на­изусть то, что говорили профессора, читавшие (в буквальном смысле это­го слова) тексты Галена, Гиппократа, Ибн-Сины и некоторых других авторов и дававшие комментарии к ним (составление комментариев к произ­ведениям авторитетных авторов счи­талось тогда основной формой науч­ного творчества). Слава и блеск сред­невекового профессора заключались прежде всего в его начитанности, в умении подтвердить каждое выска­занное положение цитатой из автор­ского источника. Практическому обу­чению на медицинских факультетах большинства университетов не уделялось серьезного вни­мания. Анатомия изучалась по учеб­никам, которые почти не были иллюстрированы.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Узнайте немного больше

Предмет, задачи, содержание Судебной Медицины.
Судебная медицина – наука, изучающая и разрабатывающая вопросы медицинского и биологического характера применительно к запросам правовой практики. Такие вопросы могут возникать при расследовании и рассмотрении уголовных и гражданских дел и касаться любого раздела медицины ...

Вирусы. Происхождение и распростронение. Систематизация. Грипп
Существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения. Эти существа носят названия вирусов (лат "вирус" - яд) и представляют неклеточные формы жизни. Вирусы нельзя отнести ни к животным, ни к растениям. Они исключительно малы, поэтому могут ...