Речевые растройства у детей с церебральным параличем

У детей с церебральными параличами, как правило, наблюда­ется моторная речевая недостаточность.

Большое место в патологии речи у этих детей занимают ди­зартрии — мозжечковая и псевдобульбарная.

По­ражение моторики имеет генерализованный характер, однотип­ный и для скелетной, и для речевой мускулатуры. В основе па­тологии движения лежит значительное, до степени ригидности, повышение тонуса мускулатуры при всяком активном движе­нии и в меньшей степени при пассивном движении. Характер­ные черты спастического пареза в равной мере касаются как мышц конечностей, так и мимической, жевательной и артику­ляционной мускулатуры. Так же как и в движениях конечностей, в этой мускула­туре отмечаются непостоянство в характере функционирования одних и тех же мышц, неточность, недифференцированность, неплавность и истощаемость движений, наблюдаются разные содружественные движения. Трудности непроизвольного сокра­щения в двигательном акте сочетаются с трудностями активно­го расслабления мышц. Последнее обстоятельство свидетель­ствует о неполноценности, недостаточности развития префрон-тальных зон коры, обусловливающее крайне трудное переклю­чение в более тяжелых случаях от фонемы .к фонеме, от слога к слогу, в более легких — от слова к слову. Возможно, это являет­ся одной из причин недостаточности развития «кинетической мелодии», создающей плавную речь. Недо­статочность переключения наряду со спастичностыо, нараста­ющей в процессе работы артикуляционных мышц, обусловли­вает то, что подражательные движения, с которых всегда начи­нается речь у здорового ребенка, для детей с церебральными параличами и резко выраженной спастичностью становятся практически невозможными, и, таким образом, выключается первое и главное звено речеобразования.

У ряда детей имеют место более или менее отчетливо выра­женные элементы апраксии речевой мускулатуры. Апраксия ре­чевой мускулатуры у этой группы детей имеет принципиальное сходство с гораздо более глубокой и тоже своеобразной апракси-ей позы пальцев — невозможностью воспроизведения позы по кинетическому следовому образу при возможности делать это по непосредственному и следовому зрительному раздражению. Это свидетельствует о недостаточности развития премоторных и рет-роцентральных зон коры.

У детей с церебральными параличами имеется чрезвычайно легкая подавляемость возможности движения артикуляционной мускулатуры, так же как и мускулатуры кисти и пальцев, эксте-роцептивными раздражениями зрительными, слуховыми, тактиль­ными, а также вестибулярными и собственно двигательными. Под влиянием раздражений повышается тонус артикуляционных мышц, и целенаправленное движение, если оно и было начато, становится невозможным.

У всех детей наблюдается недостаточность кинестетического отдела речедвигательного анализатора. Слабость кинестетичес­кого звена обусловливает, по-видимому, своеобразную апраксию мимико-артикуляционной мускулатуры, препятствующую разви­тию подражательных речевых движений. Кроме того, можно по­лагать, что низкий тонус кинестетического отдела речедвигатель­ного анализатора, обеспечивающего анализ поступающей из артикуляционного аппарата в мозг импульсации, является од­ним из основных препятствий для создания речевых схем и сле­дового двигательного образа слов. Следовая двигательная реак­ция является одним из необходимых условий для создания цепных реакций — «кинестетических мелодий», лежащих в основе раз­вития серийных движений при иннервации одним двигательным (речевым) импульсом.

Псевдобульбарные параличи

М. Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская считают различного рода дизартрические речевые расстройства самым важ­ным симптомом псевдобульбарного паралича. При слабости губ­ных мышц ребенок плохо или совсем не произносит звуки у, б, в, п, ф, при слабости язычных мышц — о, и, д, ф, с, р, при парезе мягкого нёба — г, х, к. Не только парез, но и спастич-ность артикуляционных мышц и аппарата фонации играет боль­шую роль в патологии речи. Самые разнообразные комбинации пареза черепномозговых нервов и спазма различных групп мышц, осуществляющих акты артикуляции и фонации, создают пест­рую, во всех случаях своеобразную клинику псевдобульбарного паралича. Те формы расстройства речи, которые обязаны своим происхождением в большей степени эк­страпирамидным нарушениям, характеризуются обязательным наличием двух симптомов: расстройства речи типа дизартрии в сопутствующих стриарных симптомов.

В течение процессов развития речи явления паралича мышц голосовых связок сменяются у некоторых детей таким же прехо­дящим спазмом, который наблюдается в жевательной мускула-туре. Тогда афония или гипофония в свою очередь сменяются дисфонией, при которой тихая, часто шепотная речь перемежа­ется неудержимо громкими выкриками слогов, слов, иногда фраз.

Перейти на страницу: 1 2 3

Узнайте немного больше

Физиологические и психологические характеристики у студентов, различающихся по цвету глаз
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Известно, что один и тот же ген может действовать на различные признаки организма. Плейотропное или множественное действие генов описано для многих заболеваний человека. Одна мутация может вызвать целы ...

Вакцины, их получения из микроэлементов
Вакцины (Vaccines) - препараты, предназначенные для создания активного иммунитета в организме привитых людей или животных. Основным действующим началом каждой вакцины является иммуноген, т. е. корпускулярная или растворенная субстанция, несущая на себе химическ ...