Синдромы нарушений высших корковых функций

Нарушения пространственных представлений.

Восприятие про­странства (пространственный гнозис) рассматривается как ре­зультат совместной деятельности различных анализаторов, среди которых особо важное значение имеет двигательно-кинестетический. У детей с церебральными параличами имеет место недораз­витие пространственного гнозиса, что связано с недоразвитием или поражением теменной доли больших полушарий головного мозга и с нарушениями зрительного восприятия.

Нарушения зрительного восприятия связаны с недостаточно­стью фиксации взора и конвергенции, сужением полей зрения, птозом, двоением, нистагмом и снижением остроты зрения. На­рушения подвижности глазных яблок являются следствием пареза мышц, двигающих глазное яблоко. Нарушения слухового воспри­ятия также имеют значение в нарушении формирования простран­ственного гнозиса. Подобные сенсорные нарушения в дальней­шем служат причиной нарушения внимания и неумения сосредо­точиться на задании.

Нарушение формирования схемы тела, стереогнозиса.

Наличие патологических тонических рефлексов и парезов рук приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации. Наряду с нару­шением формирования пространственного гнозиса это затрудняет формирование восприятия формы и овладение умением соотно­сить в пространстве объемные и плоские величины. При этом страдает также развитие схемы тела. Задерживается формирова­ние понятий «правое» и «левое». Большое значение в недоразви­тии схемы тела имеют недостаточность кинестетических ощуще­ний, недоразвитие реакции равновесия, поражение нижней части теменной доли правого или левого полушария мозга. Так, при поражении левой теменной доли с большим трудом формируются представления о правом и левом, развиваются элементы астереогнозии, в дальнейшем затруднено усвоение письма, чтения и счета.

Эмоциональные нарушения.

У больных детскими церебраль­ными параличами часто отмечаются эмоциональные нарушения, которые проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Страх не­редко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей. У детей с гиперкинетическим синдромом страхи могут перерасти в синдром витальной (жизненной) дизадаптации. При этом на различные зрительные и слуховые раздражители де­ти отвечают не ориентировочной, а защитной реакцией. Отмеча­ются повышенная возбудимость, слабая воля, неумение преодоле­вать препятствия и слабая мотивация к их преодолению.

У детей старшего возраста развиваются вторичные эмоцио­нальные нарушения как реакция на свой дефект. У них наблюда­ется склонность к невротическим нарушениям. Кроме того, воз­никает угроза патологического развития личности по тревожно-мнительному, аутистическому (уход в себя, в мир своих фантазий) или инфантилизированному типу.

Нарушения интеллектуального развития.

Интеллектуальное раз­витие детей с церебральными параличами протекает в неблаго­приятных условиях и часто задерживается или искажается. Интел­лект при детских церебральных параличах бывает изменен по-разному: примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25-30% интеллект сохранен, а у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловлен­ная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.

Узнайте немного больше

История развития акушерства
Искусство родовспоможения или акушерство имеет древние истоки. Еще со времен первобытнообщинного строя известны случаи помощи рожающей женщине. Пройдя сквозь века, умение помочь мучающейся в родах в наши дни практически дошло до совершенства. Задача моей курсовой ...

Генетика. Груз наследственности
Памятной датой в биологии стала весна 1953 года. Исследователи американец Д. Уотсон и англичанин Ф. Крик расшифровали «святая святых» наследственности - ее генетической код. Именно с тех дней людям, далеким от науки, стало известно наименование знаменитой ДНК - дезокси ...