Синдромы речевых нарушений

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами харак­теризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией.

Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой пери­од. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментар­ностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой ак­тивностью. Первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи наруша­ется. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с раз­личными формами дизартрии или алалии.

У детей с церебральными параличами наиболее часто отмеча­ется псевдобульбарная дизартрия. Для этой формы дизартрии ха­рактерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжен, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мы­шечных группах артикуляционного аппарата. Парезы артикуляци­онных мышц вызывают расстройство звукопроизношения по типу псевдобульбарной дизартрии. Характерны нарушение голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружест­венные движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.

Наряду с псевдобульбарной дизартрией, которая может встре­чаться при всех формах церебрального паралича, имеют место и другие формы дизартрии. Так, экстрапирамидная форма дизарт­рии наблюдается при гиперкинетической форме детского цереб­рального паралича. Эта форма характеризуется мышечной дисто­нией, гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным на­рушением интонационной стороны речи. При атонически-астатической форме детского церебрального паралича отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь но­сит замедленный и толчкообразный характер. К концу фразы го­лос затихает (скандированная речь).

Часто встречается смешанная дизартрия.

Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической.

При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной ре­чи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического вос­приятия, вторично страдает развитие моторной речи.

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами ред­ко бывают изолированными. Чаще дизартрия сочетается с задерж­ками речевого развития или с алалией.

Узнайте немного больше

Роль игр для закрепления звуков Р, Ръ и Л, Лъ
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной инфор ...

Влияние температуры на жизненные процессы
Организмы – реальные носители жизни, дискретные единицы обмена веществ. В процессе обмена организм потребляет из окружающей среды необходимые вещества и выделяет в нее продукты обмена, которые могут быть использованы другими организмами; умирая, организм также становит ...