Древняя греция.

Греческие врачи практиковали по всем специальностям. Акушер­ская помощь ими оказывалась только в случаях тяжелых родов. Им были известны некоторые хирургические методы родоразрешения, в частности, они знали о кесаревом сечении, которое на живых в то время не производилось. Об этой операции на мертвой женщине с целью извле­чения живого ребенка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечен из трупа матери отцом своим Аполлоном.

Оказанием помощи в родах в Древней Греции занимались исключи­тельно женщины, которых греки называли «перерезывателями пуповины» («omphalotomoi»). Если роды бывали трудные и акушерка (повитуха) видела, что самостоятельно по­мощь оказать не может, она об­ращалась как это было и в Индии к врачу-мужчине. Де­ятельность греческих акушерок была довольно разнообразной: они не только оказывали помощь при родах и в послеродовом периоде, по занимались и пре­рыванием беременности. В Древ­ней Греции прерывание беремен­ности в ранних сроках не пре­следовалось. Эту операцию до­пускал знаменитый древнегрече­ский философ и естествоиспыта­тель Аристотель, считая, что в ранний период развития бе­ременности плод не имеет еще сознания. Какими средствами производился аборт — неизвест­но. Если по каким-то причинам роды должны были. быть неглас­ными, акушерки производили родоразрешение у себя па дому (естественно это стоило очень дорого). Как долго после родов остава­лась родильница у акушерки, тоже неизвестно. В родоразрешении на дому у акушерки мож­но видеть прообраз будущего родильного приюта. Акушерки того времени обладали уже значительными знаниями. Так, для опреде­ления беременности они основывались на ряде объективных признаков: отсутствие месячных, отсутствие аппетита, слюнотечение, тошнота, рвота, по­явление желтых пятен на лице. Наряду с этим они прибегали и к таким неле­пым средствам: перед глазами женщины растирали красный камень, если пыль попадала в глаза, женщина считалась беременной, в противном случае — беременность отрицалась. Пол плода пытались определить по наклонению сосков беременной; наклонение их вниз указывало на бере­менность девочкой, подъем кверху — мальчиком. Практические приемы акушерок не всегда были рациональными. Об этом можно судить хотя бы по такому приему, применяемому акушерками в случаях задержки последа: родившегося ребенка не отделяли от матери, женщину сажали на кресло с отверстием в сидении, под отверстием клали мех, наполнен­ный водой, на мех — младенца, после чего мех прокалывался, вода мед­ленно вытекала, мех спадался, а вместе с ним опускался и плод, натя­гивая пуповину.

У римлян наряду с отдельными выдающимися исследователями (Гален, Соран, Архиген и др.) про должали существовать и религиозные культы с поклонением богам, заимствованным у древних греков, Так, греческий бог-врачеватель Асклепий перено­сится в Рим под именем Эскулапа — бога медици­ны; появляется богиня лихорадки, богиня менструации Флюония, богиня матки — Утерина и богини деторождения — Диана, Кибела, Юнона и Мена.

Больше того, специализация «Божественной» акушерской помощи. у римлян достигла особенного развития. Так, каждое положение плода в матке имело свою богиню: рождением плода вперед головкой ведала Проза, а родами при ножном и ягодичном предлежаниях, а также при поперечных положениях — Постверта. Дети, родившиеся вперед нож­ками, получали имя Агриппы. Во всех случаях родов акушерка должна была совершать различные приношения соответствующей богине.

Перейти на страницу: 1 2

Узнайте немного больше

Почему необходимо защищаться от стресса
По оценкам российских медиков, 70% жителей нашей страны находятся в состоянии стресса, причем каждый третий его переживает очень тяжело. Известный физиолог Ганс Селье, который рассматривал стресс как важнейший фактор здоровья нервной системы, выделял два типа стре ...

Медицина Средневековья
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие. В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средне ...