Древняя греция.

Греческие врачи практиковали по всем специальностям. Акушер­ская помощь ими оказывалась только в случаях тяжелых родов. Им были известны некоторые хирургические методы родоразрешения, в частности, они знали о кесаревом сечении, которое на живых в то время не производилось. Об этой операции на мертвой женщине с целью извле­чения живого ребенка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечен из трупа матери отцом своим Аполлоном.

Оказанием помощи в родах в Древней Греции занимались исключи­тельно женщины, которых греки называли «перерезывателями пуповины» («omphalotomoi»). Если роды бывали трудные и акушерка (повитуха) видела, что самостоятельно по­мощь оказать не может, она об­ращалась как это было и в Индии к врачу-мужчине. Де­ятельность греческих акушерок была довольно разнообразной: они не только оказывали помощь при родах и в послеродовом периоде, по занимались и пре­рыванием беременности. В Древ­ней Греции прерывание беремен­ности в ранних сроках не пре­следовалось. Эту операцию до­пускал знаменитый древнегрече­ский философ и естествоиспыта­тель Аристотель, считая, что в ранний период развития бе­ременности плод не имеет еще сознания. Какими средствами производился аборт — неизвест­но. Если по каким-то причинам роды должны были. быть неглас­ными, акушерки производили родоразрешение у себя па дому (естественно это стоило очень дорого). Как долго после родов остава­лась родильница у акушерки, тоже неизвестно. В родоразрешении на дому у акушерки мож­но видеть прообраз будущего родильного приюта. Акушерки того времени обладали уже значительными знаниями. Так, для опреде­ления беременности они основывались на ряде объективных признаков: отсутствие месячных, отсутствие аппетита, слюнотечение, тошнота, рвота, по­явление желтых пятен на лице. Наряду с этим они прибегали и к таким неле­пым средствам: перед глазами женщины растирали красный камень, если пыль попадала в глаза, женщина считалась беременной, в противном случае — беременность отрицалась. Пол плода пытались определить по наклонению сосков беременной; наклонение их вниз указывало на бере­менность девочкой, подъем кверху — мальчиком. Практические приемы акушерок не всегда были рациональными. Об этом можно судить хотя бы по такому приему, применяемому акушерками в случаях задержки последа: родившегося ребенка не отделяли от матери, женщину сажали на кресло с отверстием в сидении, под отверстием клали мех, наполнен­ный водой, на мех — младенца, после чего мех прокалывался, вода мед­ленно вытекала, мех спадался, а вместе с ним опускался и плод, натя­гивая пуповину.

У римлян наряду с отдельными выдающимися исследователями (Гален, Соран, Архиген и др.) про должали существовать и религиозные культы с поклонением богам, заимствованным у древних греков, Так, греческий бог-врачеватель Асклепий перено­сится в Рим под именем Эскулапа — бога медици­ны; появляется богиня лихорадки, богиня менструации Флюония, богиня матки — Утерина и богини деторождения — Диана, Кибела, Юнона и Мена.

Больше того, специализация «Божественной» акушерской помощи. у римлян достигла особенного развития. Так, каждое положение плода в матке имело свою богиню: рождением плода вперед головкой ведала Проза, а родами при ножном и ягодичном предлежаниях, а также при поперечных положениях — Постверта. Дети, родившиеся вперед нож­ками, получали имя Агриппы. Во всех случаях родов акушерка должна была совершать различные приношения соответствующей богине.

Перейти на страницу: 1 2

Узнайте немного больше

Синдром недостаточности пищеварения
Недостаточности пищеварения синдром - симптомокомплекс, характеризующийся нарушением пищеварения в желудочно-кишечном тракте. Различают нарушения преимущественно полостного пищеварения (диспепсии) и пристеночного пищеварения, а также смешанные формы синдрома недостато ...

Понятие инвалидности. Причины и группы инвалидности. Пенсии по инвалидности
Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты (ст. 1 «Закона ...