Физиологическая роль брюшины

Строение брюшины обеспечивает одновременно и довольно жесткую фиксацию органов в брюшной полости (препятствует значительному смещению кишечной трубки, печени, селезенки, мочеполовых органов), и в то же время, гибкую, так как не мешает перистальтике кишечника.

Брюшина участвует в поддержании гомеостаза путем участия в процессах водно-электролитного обмена.

Защитная физиологическая роль брюшины проявляется в отграничении воспалительных очагов. По данным В.С.Паукова и О.Я.Кауфмана (1987 г.), отверстие поврежденного купола слепой кишки у белых крыс через 15-20 мин. После ушивания брюшной полости всегда оказывается прикрытым большим сальником (который, как известно, образован брюшиной) [10].

Второй компонент, обеспечивающий защитные свойства брюшины - это макрофаги [10]. Следует различать резидентные макрофаги (долгоживущие клетки монобластного генеза) и перитонеальные макрофаги (т.н. стимулированные макрофаги).

Резидентные макрофаги являются сигнальными клетками, первыми улавливающими нарушение внутритканевого гомеостаза и транслирующими информацию об этом другим клеточным системам.

Стимулированные макрофаги - производные моноцитов, образуются в брюшной полости после введения туда чужеродных веществ (крахмала, глюкозы, микробов) и входят в состав перитонеального экссудата [10].

Защитная функция макрофагов определяется:

1. Их способностью регулировать деятельность систем фибринолиза и иммуногенной, перерабатывать чужеродные вещества, поступающие в организм.

2. Наличием системы фагоцитирующих мононуклеаров (только с ней связаны процессы дезинтоксикации в брюшине).

Узнайте немного больше

Физиологические и психологические характеристики у студентов, различающихся по цвету глаз
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Известно, что один и тот же ген может действовать на различные признаки организма. Плейотропное или множественное действие генов описано для многих заболеваний человека. Одна мутация может вызвать целы ...

Роль игр для закрепления звуков Р, Ръ и Л, Лъ
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной инфор ...