Вербальный способ общения

«Вот именно. Тем более, что я всегда учил сво­их сыновей быть сильными, а тут сам оказался .»

Пациентка:

«После того, как мне ампутировали молоч­ную железу, я чувствую себя никому не нужной .»

Сестра:

«Вы чувствуете, что окружающие теперь станут меньше общаться с вами?»

Пациентка:

«Да нет, меня не волнует мнение окружаю­щих . (пауза). Вообще-то, конечно, волнует, но не всех .»

Сестра:

«Вас волнует, как к этому отнесутся ваши близкие?»

Пациентка:

«Да знаю я, как они отнесутся . (пауза) , Они даже не навестили меня ни разу »

Сестра:

«И вы на них обиделись .»

Пациентка:

«А вы как думали, конечно! . (пауза).,. Хотя я сама их никогда не навещаю .»

Представить себе эмоциональную жизнь пациента может медсестра, обладающая развитой способностью к переживанию и сопереживанию, т.е. имеющая доста­точно высокий уровень эмпатии

— понимания эмоционального состояния другого человека, сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Следует разли­чать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я — с вами»),

«Оценка эмпатии оказалась тесно связанной с таки­ми характеристиками хорошего врача, как профессио­нальное искусство, теплота, доброжелательность, на­дежность, опытность, сила, искренность и др.» Таким образом, терапевтический эффект зависит от того, в какой мере пациент чувствует себя объектом заботы, чуткости и понимания, т.е. от эмпатической связи

с меди­цинским работником.

Многие авторы считают эмпатию генетически детер­минированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Существуют различные тренинговые методы, повышающие способность к эмпа­тии и умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. В условиях дефицита времени необходимо развивать «профессиональную эмпатию»

, позволяющую сестре на основе «чтения» экспрессивных элементов поведения пациента проникать в его эмоциональное состояние, а за­тем всем своим видом и высказываниями показывать ему, что его чувства поняты.

Функции общения

Традиционное общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действи­тельности, конечно, не реализуются изолированно. Комму­никативная функция общения состоит в обмене информа­цией, в данном случае между медсестрой и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат, perceptio — восприятие) — в общении как процессе восприятия парт­нерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.

Коммуникативная сторона профессионального обще­ния медсестры с пациентом.

Цель медсестры — вырабо­тать определенную точку зрения на сиюминутные и потен­циальные проблемы пациента. Коммуникативной стороне общения свойственны наличие:

" обратной связи;

* коммуникативных барьеров;

" коммуникативного влияния;

* вербального и невербального уровней передачи ин­формации.

В контексте общения медсестры и пациента обратная связь

— это реакция пациента на поведение медсестры. Обратная связь призвана помочь медсестре понять, как она сама, ее поведение и предоставляемая ею информа­ция воспринимаются и оцениваются пациентом.

Во время диалога медсестра и пациент постоянно ме­няются коммуникативными ролями «говорящего» и «слуша­ющего». Поэтому медсестра также выражает свою реак­цию — прямо или косвенно. В первом случае информация, поступающая от медсестры («говорящего»), в открытой форме содержит реакцию на поведение пациента («слу­шающего»): «Я не смогу ответить на ваш вопрос», «Я не при­ветствую нарушение вами режима», «Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь» и т.д.; реакция может также про­являться жестами и другими элементами невербальной коммуникации. Такая обратная связь обеспечивает адек­ватное понимание ее пациентом и создает условия для эф­фективного общения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Узнайте немного больше

Венерические заболевания в семье
Обязанности человека делятся… на четыре рода: на обязанности перед самим собой; перед семьёй; перед государством и перед другими людьми вообще. Гегель ...

Кожный покров
На границе соприкосновения с внешней средой у животных исторически образовался кожный покров-защита от различных воздействий. Кожа покрывает всё тело человека (кожа образует внешний покров организма, площадь которого у взрослого человека достигает 1,5-2 ...