Основные направления активного обучения.

Исходя из вышеперечисленного, выделились три важнейших направления, улучшающих качество обучения в сравнении, как с традиционными методами, так и со всеми перечисленными методами и средствами обучения:

― это оптимизация профессионального мышления посредством обучающих алгоритмов;

― оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью программированного обучения;

― моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого — дидактические игры, как новый эффективный метод подготовки врача.

Речь идет не только о высшем медицинском образовании, но именно о медицине. Игровая имитация врачебной деятельности широко доступна и целесообразна не только в условиях мединститута, но и в рядовой больнице и поликлинике. Высшее медицинское образование построено на нозологическом принципе мышления и обучения, когда в основе темы лекции, практического занятия, экзаменационного билета лежит название нозологической единице, т.е. собственно заведомо известный диагноз, например, рак легкого, язвенная болезнь желудка, болезнь Боткина и т.п. Смысл учебной игровой имитации заключается в том, чтобы воспитать у студента и врача практическое умение безошибочной дифференциальной диагностики, клинически сходных заболеваний, экономного установления достоверного диагноза и оптимального лечения больного в кратчайшие сроки. Если назвать клинические игры по нозологической единице, то никакой игры в принципе не получится, ибо уже из самого названия игры всем играющим заранее ясны диагноз и лечение. Принципиально важно подчеркнуть, что клинические игры, в основе которых лежит дифференциальная диагностика, а уже потом лечение, должны обязательно называться по ведущему клиническому синдрому или синдромокомплексу. Например, не "острый инфаркт миокарда", а "больной с жалобами на боль в груди". Игра предусматривает только лечение той или иной нозологической единице и призвана отработать у играющих оптимальную систему лечения при уже установленном диагнозе. Такую игру можно называть с указанием диагноза. Выше сказанное справедливо для клинических учебных игр. Очевидно, в медицине появляются игры не клинического характера. В подобных случаях название игры должно соответствовать ее фактическому содержанию (защита годового отчета больницы, заседание МСЭК).

Учебные игры в медицине не должны замыкаться в своей профессиональной скорлупе. Разработчики и потребители игр обязаны следить за тем, что делается в соседних ведомствах, чтобы взять все полезное, что может сформировать соответствующие качества мышления профессиональной деятельности врачей.

Цель учебных игр нужно рассматривать в общем комплексе целей, методов активного обучения. Сгруппировав эти цели, уровни, методы и средства высшего медицинского образования, соотношения их можно выразить следующим образом:

Этап обучения

Цель обучения

Уровень обучения

Оптимальные методы обучения, обеспечивающие достижение цели

Оптимальный комплекс методов и средств обучения и контроля

1.Овладение информационной базой учебного предмета

Усвоить описание болезней, с которыми врач должен иметь дело в своей профессиональной деятельности.

I-II

Традиционное обучение с использованием ТСО на основе выделенной главной информации в учебной теме, курсе, целом предмете

1.Выделение главной учебной информации

2.Логическая структура учебной темы, курса, предмета по синдромному принципу.

3.Методическая разработка-установка для студента на предстоящее практическое занятие.

4.Тестовый контроль усвоения знаний.

2.Методический инструмент практического использования информационной базы.

быстро и правильно распознавать конкретные болезни у каждого больного

III

Алгоритмизация программирования, моделирования профессиональной деятельности на основе оптимальных принципов мышления.

1.Обучающий алгоритм.

2.Программированное обучение.

3.Профессиональные задачи.

4.Проблемные ситуации.

5.Учебные игры.

3.Формирование навыков профессиональной деятельности.

Быстро и безошибочно распознавать все болезни и успешно лечить всех больных

III

Моделирование профессиональной деятельности на основе оптимальных принципов мышления и алгоритмов.

1.Обучающий алгоритм.

2.Учебные игры.

Перейти на страницу: 1 2

Узнайте немного больше

Вакцины, их получения из микроэлементов
Вакцины (Vaccines) - препараты, предназначенные для создания активного иммунитета в организме привитых людей или животных. Основным действующим началом каждой вакцины является иммуноген, т. е. корпускулярная или растворенная субстанция, несущая на себе химическ ...

Вирусы. Происхождение и распростронение. Систематизация. Грипп
Существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения. Эти существа носят названия вирусов (лат "вирус" - яд) и представляют неклеточные формы жизни. Вирусы нельзя отнести ни к животным, ни к растениям. Они исключительно малы, поэтому могут ...